Взаимодействие с медицинскими учреждениями

Опыт сотрудничества Дмитровского благочиния с Центром медицинской профилактики города Дмитрова. Работа духовенства в «Школе молодых мам» , 06 сентября 2013

Сотрудничество между духовенством благочиния и Центром медицинской профилактики города Дмитрова началось в начале 2009 года, когда на первое занятие «Школы молодых мам» был приглашен благочинный Дмитровского церковного округа протоиерей Афанасий Чорногуз, чтобы напутствовать сотрудников центра и слушателей на новое дело.

Священник Димитрий Скидаленко, Настоятель Пантелеимоновского храма при Дмитровской городской больнице

Планируемое двадцатиминутное выступление отца Афанасия растянулось на более чем часовую беседу, которая показала то, насколько востребованы вопросы, касающиеся церковного отношения к материнству, рождению детей и таинствам Крещения, Миропомазания и Причащения младенцев. Возник вопрос о необходимости организационной и молитвенной поддержки молодых мам, которые не всегда могут выстаивать продолжительные службы в храмах, особенно на поздних сроках беременности. Результатом этой и последующих встреч с сотрудниками Центра стали регулярные встречи со священнослужителями в «Школе мам» и организация в Успенском соборе города Дмитрова молебнов «женам перед порождением». Летом того же года, по благословению Управляющего Московской епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, на меня было возложено послушание сотрудника епархиального отдела по взаимодействию с медицинскими учреждениями и работа по окормлению «Школы молодых мам».
Для лучшего понимания надо рассказать о структуре этой «Школы». Она представляет собой месячные курсы, состоящие из восьми занятий, которые два раза в неделю проводят с беременными и их мужьями сотрудники Центра медицинской профилактики. На эти занятия приглашаются специалисты из разных областей, связанные с вынашиванием, рождением и развитием младенцев. Большей частью это медики. На первое из занятий каждой из групп приглашается священник. Таким образом, у нас есть возможность провести с ними часовую беседу (чаще всего она растягивается на полтора часа, так как у молодых мам всегда много вопросов к батюшке). Конечно, за это время преподать в большей массе невоцерковленным мамам и папам (папы конечно реже посещают занятия, но на первой встрече обычно несколько из них присутствуют) какую-то значимую сумму знаний о Боге, вере, Церкви и духовной жизни представляется невероятно трудным. Такую задачу мы перед собой и не ставим. Наша задача на этой встрече повернуть их лицом к Церкви, обогатить их мировоззренческий взгляд на рождение ребенка церковным опытом и осмыслением происходящего. Показать им освященный Церковью путь преодолений тех переживаний и страхов, которые чаще всего испытывают молодые супруги перед рождением их первого ребёнка.
Структурно беседа состоит из двух частей: выступление священника в виде монолога и ответ на вопросы, которые задают слушатели. Повествование в первой части выступления также состоит из нескольких частей.
В начале, после представления выступающего священника сотрудником Центра, возникает необходимость снять некое недоумение и удивление, которое можно увидеть на лицах собравшихся. – «А батюшка-то, что нам будет рассказывать? Морали читать?» Поэтому мы всегда начинаем беседу с поздравления. Поздравления всех собравшихся с тем, что они уже стали мамами и папами. После чего для собравшихся раскрывается церковный взгляд на ребенка, находящегося в утробе матери не как на «плод», а как на личность, которая растёт и развивается, и у которой с момента зачатия есть и мама, и папа. Для иллюстрации из Священного Писания приводим тут диалог Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, которая ведомая Духом Святым именует святую Деву Матерью Господа Своего (Лк.1:43). Затем мы рассказываем о том, что рождение детей есть дело богоугодное и является исполнением одной из заповедей, данной Богом Адаму и Еве, а через них и всему человечеству, ещё в раю (Быт. 1:28).
Далее нам кажется уместным коснуться вопроса, который волнует всех собравшихся, а зачастую для многих и являющийся одним из основных движимых мотивом посещения этих занятий. Это вопрос об опасностях и рисках для матери и её ребенка при его рождении. Можно сделать акцент на том, что среди всех живых существ, к коим относится и человек, практически все животные рожают своих детёнышей естественным путём, без посторонней помощи. Как пример я всегда привожу рождение жирафа. Рождение жеребёнка происходит в позиции «стоя», поэтому новорождённому, весом около 50 килограмм, первым делом предстоит падение с двухметровой высоты. Уже спустя час детёныш твёрдо стоит на ногах и через несколько часов начинает бегать. Так и у многих других животных. И только рождение человека связано с реальным риском, как здоровья малыша, так и матери и практически не возможно без посторонней помощи. Что же является причиной этого? Тут мы приводим историю грехопадения человека. В этом повествовании стараемся заострить внимание на диалоге Бога с согрешившими Адамом и Евой, когда Господь пытается привести их к раскаянию за содеянный грех. И за то наказание и проклятие, которое Господь произносит над нераскаявшимися прародителями. И здесь становится уместным призыв к собравшимся не идти по этому пути, а постараться и нам, постоянно прегрешающим, исполнить то, чего ждал Бог от Адама и Евы. После этого следует небольшое изложение сути Таинств Покаяния и Причащения Святых Христовых Тайн и о желательном участии в них не только мам, но и их супругов в преддверии рождения их детей.
Далее можно перейти к заботе, которую проявляет Церковь к новорожденному младенцу и его матери. Тут уместно рассказать им (а лучше показать) о богослужебной книге под названием Требник, открыв которую, мы увидим на первом месте «Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча». Здесь можно привести пример того, какое внимание этой молитве уделяется в Греческой Православной Церкви, где чтение этой молитвы о только что родившей матери и о её чаде, которое не ограждено ещё благодатью Крещения широко распространено и является обязательным. Исполнить это небольшое правило оказывается не трудно и у нас. Так, важно пояснить, что чтение этой молитвы о матери совершается большей частью заочно, и вы сами, или ваши родственники могут попросить помолиться за вас знакомого священника. Тут закладываются первые основы общения между священником и аудиторией.
Затем следуют вопросы более практического характера. Говорим о практике наречении имени младенцу, о выборе ему небесного покровителя и о времени, когда лучше всего совершать Таинство Крещения. Отдельно проговариваем требования Церкви к крестным родителям, об их необходимых качествах, и рассказываем о практике проведения огласительных бесед с родителями и восприемниками.
Также приходиться упоминать и о тех случаях, когда ребёнок испытывает после рождения угрозу для его жизни. В таких ситуациях, по желанию родителей, мы можем совершить Таинство Крещения в родильном доме, в палате интенсивной терапии, куда у священнослужителей есть допуск.
Напоследок всех желающих мы приглашаем в Успенский кафедральный собор, где каждый второй и четвертый вторник месяца мы совершаем молебен «женам перед порождением».
После такой беседы обычно возникает у слушателей множество разных вопросов, как частного, так и общего характера на затронутые темы. Чаще всего это вопросы соблюдения церковных постов, подготовки к Таинствам и т.п. В случае возникновения других вопросов, по окончании нашей первой встречи, как уже говорилось выше, они имеют возможность задать их мне по телефону.
Вторая и последующие встречи молодых мамам и их супругов с Церковью происходит на молебне. Конечно не все из тех, кто посещает «Школу мам» приходит на молебен, но можно с уверенность сказать, что те, кто пришел в церковь на молитву, имеет благодатную почву в сердце, на которой могут взойти ростки евангельских семян. В проповеди до и после молебна мы обычно затрагиваем вопросы, касающиеся духовной жизни, молитвы, подготовки к таинствам Исповеди, Соборования и Причастия. Часто после молебна приходится подолгу беседовать той или иной мамой, у которой сложилась сложная жизненная ситуация, искать решение проблем. Практически для каждой из них это первые личные беседы со священником в церкви.
Особенно приятно, когда видишь молодых родителей, посещавших «школу мам» и молебны, пришедших в храм для крещения их чад. А беседы, которые обращены к молодым мамам и папам являются фактически частью огласительных бесед с родителями перед таинством Крещения.
Сотрудничество с Центром медицинской профилактики и Дмитровского благочиния не заканчивается на посещении «Школы мам». Совместно с центром мы проводим встречи со старшеклассниками и студентами средних профессиональных учебных заведений на темы профилактики проблем юношеского алкоголизма, наркомании и прочих пороков. Хочется надеяться, что опыт нашего сотрудничества будет полезен нашим собратьям пастырям, и не только перенят, но преумножен и развит.

Материал опубликован в «Вестнике миссионерского отдела» №7 2013 г.