Общий порядок проведения бесед катехизатора с оглашаемыми

Катехизатор в краткой форме излагает основное догматическое и нравственное учение Церкви. Начать можно с двух догматов, которые мы вспоминаем, осеняя себя крестным знамением: о Боге-Троице и о двух природах во Христе. Также беседы могут включать объяснение слушателям основ церковного вероучения, в частности о Таинствах, и основ христианской нравственности с изложением двух заповедей: о любви к Богу и о любви к ближнему. Катехизатору следует раздать оглашаемым текст Символа веры, прочитать его вместе с ними и объяснить непонятные слова. Наконец, катехизатору следует рассказать о приходской жизни и конкретных мероприятиях, беседах, встречах, в которых может принять участие оглашаемый после Крещения.

Огласительные беседы следует проводить в помещении, где есть места для сидения. В случае, если таких помещений в приходе нет, рекомендуется заблаговременно поставить стулья или лавки в храме, чтобы все участники бесед могли слушать катехизатора сидя.

В приложениях №1, №2 и №3 к данному пособию размещены раздаточные материалы, а именно тексты Символа веры и основных молитв с переводом на русский язык, а также чинопоследование Таинства Крещения с его кратким объяснением. Тексты данных приложений катехизатору следует иметь под рукой, чтобы раздавать слушателям в соответствующий момент беседы. В зависимости от особенностей аудитории, в тексты приложений могут быть внесены дополнения и изменения. Катехизатор, по благословению настоятеля прихода, может использовать другие раздаточные материалы и листовки.

По окончании бесед катехизатор может выдать слушателям Свидетельство о прохождении бесед, вариант оформления которого представлен в Приложении №4 к данному пособию. Выдача свидетельства необходима в тех случаях, когда оглашаемый будет крещен или примет участие в крещение в ином приходе, чем тот, где он проходил оглашение. Свидетельство закрепляется подписями священника и катехизатора или только катехизатора, а также, по возможности, печатью прихода.

В соответствии с упомянутым в преамбуле соборным документом, в тех случаях, когда родители или будущие восприемники уже научены основам веры и участвуют в церковной жизни, их участие в оглашении не обязательно. Для участия в совершении Таинства Крещения в ином приходе, чем тот в жизни которого они регулярно участвуют, священник этого прихода или иной, регулярно исповедающий их священник, может им выдать соответствующее свидетельство (пример формулировки: «Настоящим свидетельствую, что имярек научен основам веры и регулярно участвует в церковной жизни»).

Необходимые качества катехизатора

  • Воцерковленность. В первую очередь, приходской катехизатор должен «исповедовать то, о чем проповедует» и осознавать свою ответственность перед Богом за свои слова. Регулярное участие в церковных Таинствах, жизнь, построенная по Евангельским заповедям – то без чего не следует даже приступать к проповеди о Боге.

  • Убежденность. Катехизатор должен быть сам убежден в истинности того, о чем он говорит. В противном случае он не может тронуть сердца своих слушателей. Мы призваны открывать оглашаемым личную живую и глубокую веру, убедительно ее исповедуя. В случае возникновения полемики по вопросам веры, катехизатору следует аргументированно, спокойно и с любовью ответить на все проблемные вопросы.

  • Знание основ веры. Катехизатор должен иметь достойный уровень богословских знаний и постоянно стремиться к их углублению. Этому может способствовать получение дополнительного теологического или миссионерского образования, посещение встреч, лекций, конференций, посвященных проблемам катехизации и миссии, чтение соответствующей литературы и прочее. Достаточным для приходского катехизатора может считаться образование, полученное в духовном учебном заведении или на специальных курсах для приходских катехизаторов. В любом случае настоятелю прихода, на котором проводится катехизация, следует проверить уровень знаний катехизатора прежде, чем допускать его до проведения бесед.

  • Ясность мышления. Умение отличать главное от второстепенного; умение построить логичную схему, с помощью которой собеседнику будет легче принять излагаемые истины веры.

  • Умение выступать публично. Ясная и правильная речь, умение внятно излагать свои мысли.

  • Умение быть внимательным. Ко всей группе в целом и к каждому из собеседников, к достижению поставленной цели.

  • Педагогический такт. Общительность. Умение никого не обидеть, не вызывать неприязни, избегать конфликтов, а также деликатность, уважение и доброжелательность к каждому из участников беседы. Умение установить контакт и, как следствие, взаимное доверие, уважение, а также умение слушать и понимать людей, вести с ними диалог.

Основные ошибки катехизатора

  • Представление о христианстве как о системе запретов;

  • Превращение огласительных бесед в перечисление обязанностей христианина;

  • Несоблюдение временных рамок беседы (слишком короткая — менее 40 мин., слишком длинная — более 1 ч. 20 мин.);

  • Дисбаланс между вероучительным и нравственным содержанием бесед (иногда много говорится о догматическом учении Церкви, но не говорится о том, как надо жить по-христиански, или, наоборот, когда беседа превращается в нравоучение, без внимания к догматическому учению);

  • Недостаточное раскрытие внутренней стороны обрядов при рассказе о внешних формах церковной жизни;

  • Перенасыщение бесед информацией, превышающей объем вероучительных и нравоучительных знаний, необходимый для осознанного принятия Таинства Крещения;

  • Категоричность в общении с собеседниками, например, чрезмерная требовательность в отношении знания наизусть молитвенных текстов, заблаговременного ознакомления со священными книгами и проч., нетерпимость к «неудобным» вопросам со стороны собеседников;

  • Чрезмерный либерализм в общении с собеседниками: заискивание, неуважительное отношение к церковным обрядам и традициям, чрезмерное упрощение вероучительных истин и проч.;

  • Сухость беседы, превращение ее в типовую, стандартную лекцию, невовлечение собеседников в диалог, незаинтересованность катехизатора в том, чтобы собеседник действительно воспринял основы веры;

  • Высокомерное отношение к оглашаемым, отсутствие любви к ближнему и к своему служению;

  • Непонятный новоначальным язык, избыток церковнославянизмов и богословских терминов («средостение», «живот», «синергия», «эсхатология» и т.п.);

  • Отсутствие пособий и печатных материалов;

  • Хаос в организации встреч (опоздания, перенос времени и т.д.), неряшливый или сонный катехизатора.