2. Когда мы выбираем спутника жизни, кто этим выбором руководит, Господь или мы сами? И что является определяющим – Божественное или человеческое?

2. Когда мы выбираем спутника жизни, кто этим выбором руководит, Господь или мы сами? И что является определяющим – Божественное или человеческое?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

«На этот вопрос невозможно ответить вне контекста общего христианского мировосприятия, вне связи с общим пониманием соотношения Промысла Божия, воли Божией и свободы каждого конкретного человека.

В конечном итоге мы верим, если говорить философским языком, в антиномию, что ничто в этом мире не происходит помимо Промысла Божия, как в Евангелии сказано: «…У вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10, 30). Ничто не детерминирует поведение человека настолько, чтобы считать его свободным от ответственности за то, что он совершает в своей жизни.

В области сотериологии, учения о спасении, этот общий принцип формулируется словами апостола и. евангелиста Иоанна: «Бог…отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3, 16).

На более сухом языке богословия это именуется «условным предопределением всех нас ко спасению», то есть желанием Бога спасти каждого человека и предоставлением ему возможности в любых жизненных обстоятельствах, даже самых, казалось бы, стесненных и труднопреодолимых, сделать тот внутренний выбор, который не лишит спасения, как не лишил разбойника на кресте в последний миг его бытия. А преподобный Петр Афонский говорил, что Бог спасает человека не без самого человека, то есть не без его внутреннего ответа и самоопределения.

Этот общий принцип приложим и к христианскому супружеству. Спутника жизни человек выбирает сам или близкие вместе с ним (что больше было в прежние времена и что все реже случается теперь). И в этом смысле каждый человек свободен, так как выбор, который он осуществляет, всегда соответствует мере его внутренних устремлений, мере его духовной готовности.

Благочестивый и твердый в вере юноша, тем более семинарист, не будет подыскивать себе невесту в ночном клубе. Он просто там не окажется. А если в три часа ночи, случайно проходя мимо, увидит девушку, вышедшую в перерыве между дэнсами перекурить, то, хоть бы она и показалась ему крайне привлекательной, он пойдет дальше.

И наоборот, большинство современных студентов светских вузов, ведущих церковно неглубокий или вовсе не-церковный образ жизни, не захотят увидеть своей женой воспитанницу регентской или иконописной школы Московской духовной академии – и по финансовым, и по мировоззренческим, и по плотским соображениям.

Поэтому, случайности выбора, как правило, не бывает, и даже если такого рода случайность происходит, то значит, она была предопределена чем-то, что есть в глубине души человека, вопреки внешнему образу его жизни, и на самом деле, оказывается, душа его тянется не к тому, чем он живет. Если этого нет, то искра Божия не возгорится.

Но свобода выбора человека не означает отсутствие Промысла Божия, воли Божией. Иной раз людям, внешне по всему подходящим друг другу, оказывается неполезным быть вместе. Бывает, что Господь через вдруг возникающие препятствия, любя своих чад и желая им спасения, не дает создаться браку, который, казалось бы, по человеческим меркам должен был состояться.

В этом смысле я хочу вспомнить одну историю, которая иллюстрирует такого рода ситуацию. Произошла она в середине 80-х годов прошлого века. Одна молодая, веселая, красивая, благочестивая девица, дочка очень глубокого и серьезного ученого, впоследствии ставшего священником, готовила себя к честному о Господе браку и с благословения духовника, с согласия родителей обрела жениха, который тоже был церковен с детства и воспитан в семье русских эмигрантов вне пределов нашего Отечества и который был согласен переехать в Советский Союз и остаться с ней.

Фото из открытых Интернет-источников.

Фото из открытых Интернет-источников.

Брак этот по тем временам должен был стать особенно торжественным. Из Парижа была привезена фата, длиною пяти или шести метров, предполагалось, чтобы ее несли приходские дети. И был уже назначен день, и гости созваны, и пироги испечены. И никто не знает, почему за неделю до Венчания жених исчез, оставив короткую записку, в которой написал, что отказывается от брака. Для девушки это тогда кончилось тяжелой болезнью, чем-то вроде туберкулеза, долгим лечением, так, что она лишь года полтора спустя вполне поправилась.

Что это? Несправедливость, незаслуженное жестокое наказание, исходящее от глубокого, искреннего, благочестивого человека? Внешне, вроде бы, так. Но только прошло еще лет пять-шесть, и бывшая невеста приняла монашеский постриг. И ныне она — настоятельница одного из монастырей, готовящих девиц к иному служению и для иного Жениха, ведущих множество людей, вокруг этого монастыря собирающихся, ко спасению.

И теперь понятно, что та история с неудавшейся свадьбой произошла по Промыслу Божиему. И когда подобное происходит, то ни советы духовника, ни благословение родителей, ни отсутствие внешних препятствий, чтобы этот брак был заключен, сами по себе еще не могут быть гарантией.

И мы всегда такое место для воли Божией в своей жизни не только формально, но и внутренне должны оставлять. Так, в начале литургии произносятся слова: «Время сотворите Господеви» (время действовать Господу). В нашей жизни всегда должны быть время и место Богу действовать, ведь Он знает, когда, к чему, к какой мере глубины служения каждого из нас можно привести. Та девушка была бы очень хорошей женой, но она стала замечательной игуменьей и, даст Бог, еще много лет послужит Церкви Божией. Вот так, бывает, сочетается свобода человеческая и воля Божия».

Источник: www.semyaivera.ru